Мы используем куки, чтобы пользоваться сайтом было удобнее.
Если хотите, вы можете ознакомиться с нашей политикой конфиденциальности.
Отлично
Close
методические разработки "Точки варения"
Мы много экспериментируем, многое пробуем, ищем. То, что у нас получилось удачно, продуктивно и увлекательно, мы описываем и стараемся делиться этим со всем миром! А удачно - это значит учащимся было интересно и полезно!
Опубликованные материалы
Представляем методические разработки и публикации сотрудников исследовательского центра "Точка варения"
Концепция исследовательского центра "Точка варения"
В 2019 году на территории исторического парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках» начал действовать как структурное подразделение Колледжа «26 КАДР» детский исследовательский центр «Точка варения». Представляем концепцию деятельности данного центра, который был создан как модельный. После запуска и отработки данной концептуальной рамки практика реализации подобных центров будет транслироваться в регионы. В основании деятельности центра лежит идея вовлечения учащихся разных возрастов в исследовательское краеведение с использованием современных методов и технологий. Реализуются различные форматы организации практической деятельности учащихся с возможностью пробных действий в разных сферах и погружения в ту предметную область, которая окажется более привлекательной. При этом задается идея ценности развития мультидисциплинарного сообщества, изучающего конкретную местность, территорию, край, члены которого знакомят друг друга с результатами своих исследований.
статья
Рождение замысла исследования на местности
В статье представлены обоснование, описание и примеры реализации технологии рождения замысла исследования на местности. Данная технология позволяет с самого начала деятельности выводить учащихся на субъектную позицию в ходе освоения исследовательской культуры. Технология апробирована более чем на 560 участниках разных возрастных и социальных групп (учащиеся, студенты, педагоги, родители). Обсуждаются основные принципы реализации данной технологии: выход за пределы заданного, групповой формат реализации, выбор и самоопределение, представление результата в коммуникативных форматах, проведение рефлексии. Представлены примеры реализации замыслов исследований на местности, которые осуществили магистранты МГПУ в формате экспресс-исследований со случайно сформированными группами учащихся.
статья
Концепция "Топос. Краеведение"
Программа «Топос. Исследовательское краеведение» – синтез традиционного подхода краеведов, исследователей и современного экосистемного подхода к развитию открытых образовательных сред, о подготовке наставников и научных руководителей, об организации современного детско-юношеского и молодежного краеведческого движения. В концепции представлены основные принципы и алгоритмы организации краеведческой деятельности в системе образования (дополнительного и общего) на основе исследований и проектирования. Представлен алгоритм реализации исследования топоса и хронотопа (локальной территории в ее границах и во времени) с целью развития и совершенствования мира вокруг себя. Концепция задает базовые принципы исследовательского краеведения, определяет основные этапы реализации деятельности по развитию образовательных сообществу в этом направлении. Акцент делается на несоревновательных форматах организации продуктивной деятельности в командных формах работы, выращивании сообщества на базе принципов сотрудничества и кооперации. Исследовательский центр "Точка варения" выступает модельной площадкой программы "Топос". Сама программа запускается Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения Министерства просвещения РФ.
брошюра
Концепция "Топос. Краеведение" 2.0
Вторая редакция программы «Топос. Исследовательское краеведение». Программа доработана в разделе теоретических оснований и понимания исследовательского краеведения. Программа задает базовые принципы исследовательского краеведения, определяет основные этапы реализации деятельности по развитию образовательных сообществ в этом направлении. Акцент делается на несоревновательных форматах организации продуктивной деятельности в командных формах работы, выращивании сообщества на принципах сотрудничества и кооперации. Представлена библиография по описанным кейсам образовательных программ и проектов, реализованных в логике концепции исследовательского краеведения. Исследовательский центр "Точка варения" выступает модельной площадкой программы "Топос". Сама программа запущена Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения Министерства просвещения РФ.
статья
Точка «Топос»: типовая модель создания новых мест для региональных систем дополнительного образования детей по туристско-краеведческой направленности
В статье представлено описание типовой модели точки «Топос», создание которой было направлено на развитие региональных систем дополнительного образования детей по туристско-краеведческой направленности. Типовая модель «Топос» разработана в рамках организационно-методического сопровождения решения задачи по созданию новых мест дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». Модель разработана на основе принципов экосистемного подхода в образовании с целью вовлечения детей и подростков в исследовательскую и проектную деятельность на местности, развивающего эмоциональную причастность к региону и запускающего драйверы его развития.
статья
«Точка варения» (Москва, Колледж 26 КАДР) как прототип модели «Топос»
«Точка варения» − детский исследовательский центр, расположенный на территории парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках». Москва фактически стала экспериментальной площадкой и воплощением наших задумок по реализации модели «Топос», концепции открытого образовательного развивающего пространства как места рождения замыслов, проектов, исследований, места, где можно найти единомышленников, собрать команду исследователей, найти наставника, научного руководителя, обсудить текущие задачи, проблемы, гипотезы, научиться самому и поделиться своим багажом с другими. Выражение «Думай глобально, действуй локально!» стало девизом нашей работы. За прошедший год пришлось многое скорректировать. Сегодня мы уже можем поделиться некоторыми выводами и успехами, рассказать о трудностях, которые встречаются на пути реализации модели. В статье собраны некоторые промежуточные итоги работы «Точки варения» за прошедший год. Этот опыт интересен тем, кто серьезно занимается проектно-исследовательской деятельностью, созданием открытых образовательных развивающих сред, экспедициями, краеведением, туризмом и тем, кто неравнодушен к будущему родного края и его жителей. Мы (в)месте!
статья
«Человек и мир»: изучая мир вокруг себя
Взаимодействие человека и мира в глобальной повестке дня охвачено концепцией «устойчивого развития». В работе с детьми и подростками важно не столько изучать текст этой концепции, сколько выстраивать деятельность по присвоению основных ее целей и принципов через изучение мира вокруг себя. Насколько та природа, то общество, те созданные человеком индустрии, строения, природопользование позволяют не ухудшать, а, желательно, улучшать конкретную часть мира для следующих поколений? При этом важно развивать системное видение взаимосвязей всех элементов в локальной экосистеме и специфики ее связи с глобальными процессами, происходящими в мире. Тезис «думай глобально, действуй локально» может выступить продуктивным для любой практики образования, особенно в русле экологического, социально-гуманитарного и краеведческого направлений деятельности с учащимися. Важно, чтобы локальные и глобальные процессы в мире изучались во времени, через понимание логики развития, прогнозирование будущего и осознание своей ответственности за мир вокруг себя во взаимодействии с другими людьми. В водной статье к №2 журнала "Исследователь/Researcher" за 2020 год представлены основные проблемы и вопросы, которые обсуждаются в номере журнала, посвященного теме «Изучая мир вокруг себя».
статья
Задания для практики STEM- образования: от суммы частных задач и учебных дисциплин к целостному деятельностному междисциплинарному подходу
STEM (Science, Technology, Engineering, Maths) — устойчивая аббревиатура, которая объединяет естественные науки, технологии, инженерию и математику. STEM-образование — это не просто объединение под одной шапкой нескольких направлений, а скорее современная линия интеграции естественно-научного, математического и инженерного образования. Практика реализации STEM-подхода в образовании строится на деятельностной основе — через экспериментирование, исследование, проектирование, конструирование, программирование. В статье представлен подход, заложенный в сборник заданий по STEM, который готовится к изданию. Данный сборник направлен на получение знаний и навыков в области STEM школьниками начального, основного и среднего общего образования. В основание данного сборника заложены идеи межпредметных связей, практической ориентированности, деятельностной составляющей.
статья
STEM-квест как новый формат профориентации старшеклассников
Предложена методика проведения STEM-квеста как нового формата профориентации старшеклассников. Выбор профессии в старших классах является одной из главных проблем. Существующие профориентационные инструменты в образовательных организациях зачастую отстают от реальных форм профессиональной деятельности, с которыми и нужно знакомить детей, и имеют ряд ограничений. Поэтому требуется введение нового формата профориентационных занятий в образовательном процессе: квеста, использующего технологии деятельностного типа. По результатам работы за 5 лет авторами обобщен и представлен опыт организации и проведения STEM-квестов, который может применяться как на базе образовательных организаций, так и на базе городских и всероссийских площадок.
статья
Опыт реализации онлайн-курсов для школьников по окружающему миру
Весной 2020 года онлайн-образование для многих школьников стало особенно актуальным. Обучающиеся смогли не только посещать занятия своей школы «в сети», но и поучаствовать в различных онлайн-фестивалях, конкурсах, хакатонах, лекциях от ведущих экспертов и даже смогли проделать вместе с преподавателями небольшие домашние эксперименты. Возможности онлайн-образования позволили школьникам посетить также и программы дополнительные образования.
Для многих школьников и педагогов онлайн-занятия были чем-то необычным: кто-то быстро освоил новый подход, а кто-то испытал некоторые трудности. Об опыте проведения двух онлайн-курсов для школьников по изучению окружающего мира представлено в статье, опубликованной в журнале "Про ДОД", написанной педагогом исследовательского центра "Точка варения" Е.Д. Васьковой в соавторстве с А.В. Ильиной.
статья
Методические разработки в журнале "Вестник образования" Минопросвещения РФ
Педагоги Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 представили в журнал "Вестник образования Министерства просвещения РФ серию методических разработок. Представлен также краткий обзор развития образовательной деятельности «Точки варения» как открытого образовательного пространства в ситуации офлайн- и онлайн-обучения, а также цикл программ дополнительного образования, который бы проходил для учащихся разных возрастов на базе «Точки варения». Это программы длительного характера обучения (от трех месяцев до одного года) по трем направлениям: «Неживая природа», «Живая природа», «Человек и общество». Занятия по этим программам реализуются на территории парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках» в Москве.
материалы на сайте журнала
«Парк онлайн»: вовлечение школьников в поисковую активность и исследовательскую деятельность в ситуации дистанционного обучения
В конце марта 2020 года в Москве, как и в целом в России, наступила «эпоха» самоизоляции. Из-за пандемии COVID-19 все образовательные учреждения города вынуждены были перейти на удаленный режим работы. Коллективу исследовательского центра «Точка варения» Колледжа «26 КАДР» тоже пришлось срочно перестраивать форму обучения (изначально предполагавшую активную исследовательскую деятельность учащихся на местности, в парке «Усадьба Трубецких в Хамовниках»), осваивать цифровые платформы и экстренно разрабатывать новую практику работы в онлайн-режиме. Было решено запустить на сайте точка-варения.рф и в социальных сетях проект онлайн-недели, в котором за каждым педагогом и направлением закреплялся определенный день. Этот проект получил название «Парк онлайн». В статье описывается опыт реализации данного проекта с представлением поставленных задач и примеров работ учащихся по каждому из тематических дней.
статья
Видеозаписи и фильмы
здесь мы представляем записи вебинаров, докладов, методических фильмов

Над чем мы сейчас работаем
Методические ресурсы
мы работаем в сотрудничестве с рядом профессиональных сообществ и коллективов
Журнал "Исследователь/Researcher"
Методические разработки педагогов публикуются в журнале "Исследователь/Researcher"
сайт журнала
Конференция "Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве"
Конференция проходит раз в полтора года и объединяет ученых, методистов, педагогов, управленцев в образовании, заинтересованных в развитии теории и практики исследовательского обучения, обучения через открытия, учебно-исследовательской деятельности учащихся
сайт конференции
Конкурсы исследовательских работ
Мы ориентируем учащихся представлять результаты своих исследований на следующих конкурсах:
  • детей до 11 лет - на Всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь";
  • учащихся с 11 лет до 7 класса - на Всероссийский конкурс "Тропой открытий В.И. Вернадского";
  • учащихся с 8 по 11 класс и студентов колледжей - на Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского.
Конкурсы имени В.И. Вернадского
Made on
Tilda