Мы используем куки, чтобы пользоваться сайтом было удобнее.
Если хотите, вы можете ознакомиться с нашей политикой конфиденциальности.
методические разработки "Точки варения"
Мы много экспериментируем, многое пробуем, ищем. То, что у нас получилось удачно, продуктивно и увлекательно, мы описываем и стараемся делиться этим со всем миром! А удачно - это значит учащимся было интересно и полезно!
Опубликованные материалы
Представляем методические разработки и публикации сотрудников исследовательского центра "Точка варения"
В 2019 году на территории исторического парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках» начал действовать как структурное подразделение Колледжа «26 КАДР» детский исследовательский центр «Точка варения». Представляем концепцию деятельности данного центра, который был создан как модельный. После запуска и отработки данной концептуальной рамки практика реализации подобных центров будет транслироваться в регионы. В основании деятельности центра лежит идея вовлечения учащихся разных возрастов в исследовательское краеведение с использованием современных методов и технологий. Реализуются различные форматы организации практической деятельности учащихся с возможностью пробных действий в разных сферах и погружения в ту предметную область, которая окажется более привлекательной. При этом задается идея ценности развития мультидисциплинарного сообщества, изучающего конкретную местность, территорию, край, члены которого знакомят друг друга с результатами своих исследований.
В 2019 году на территории исторического парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках» начал действовать как структурное подразделение Колледжа «26 КАДР» детский исследовательский центр «Точка варения». Представляем концепцию деятельности данного центра, который был создан как модельный. После запуска и отработки данной концептуальной рамки практика реализации подобных центров будет транслироваться в регионы. В основании деятельности центра лежит идея вовлечения учащихся разных возрастов в исследовательское краеведение с использованием современных методов и технологий. Реализуются различные форматы организации практической деятельности учащихся с возможностью пробных действий в разных сферах и погружения в ту предметную область, которая окажется более привлекательной. При этом задается идея ценности развития мультидисциплинарного сообщества, изучающего конкретную местность, территорию, край, члены которого знакомят друг друга с результатами своих исследований.
В статье представлены обоснование, описание и примеры реализации технологии рождения замысла исследования на местности. Данная технология позволяет с самого начала деятельности выводить учащихся на субъектную позицию в ходе освоения исследовательской культуры. Технология апробирована более чем на 560 участниках разных возрастных и социальных групп (учащиеся, студенты, педагоги, родители). Обсуждаются основные принципы реализации данной технологии: выход за пределы заданного, групповой формат реализации, выбор и самоопределение, представление результата в коммуникативных форматах, проведение рефлексии. Представлены примеры реализации замыслов исследований на местности, которые осуществили магистранты МГПУ в формате экспресс-исследований со случайно сформированными группами учащихся.
Серия статей, в которых задаются общие принципы реализации такого формата вовлечения учащихся в исследовательскую культуру, как выездная исследовательская школа. Вводится общий конструкт топоса как смысловой модели организации содержания направлений исследований, привязанных к общему месту. Описан опыт организации и проведения Первой выездной исследовательской школы «Топос Шахматово» в Антроповском районе Костромской области летом 2019 года. Определены перспективы развития данной модели в привязке к пространству Шахматова. Представлены организационные вопросы по реализации выездной школы. В логике "замысел - реализация - рефлексия" описана работа всех исследовательских групп, деятельность которых была реализована в июне 2019 года.
Программа «Топос. Исследовательское краеведение» – синтез традиционного подхода краеведов, исследователей и современного экосистемного подхода к развитию открытых образовательных сред, о подготовке наставников и научных руководителей, об организации современного детско-юношеского и молодежного краеведческого движения. В концепции представлены основные принципы и алгоритмы организации краеведческой деятельности в системе образования (дополнительного и общего) на основе исследований и проектирования. Представлен алгоритм реализации исследования топоса и хронотопа (локальной территории в ее границах и во времени) с целью развития и совершенствования мира вокруг себя. Концепция задает базовые принципы исследовательского краеведения, определяет основные этапы реализации деятельности по развитию образовательных сообществу в этом направлении. Акцент делается на несоревновательных форматах организации продуктивной деятельности в командных формах работы, выращивании сообщества на базе принципов сотрудничества и кооперации. Исследовательский центр "Точка варения" выступает модельной площадкой программы "Топос". Сама программа запускается Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения Министерства просвещения РФ.
Вторая редакция программы «Топос. Исследовательское краеведение». Программа доработана в разделе теоретических оснований и понимания исследовательского краеведения. Программа задает базовые принципы исследовательского краеведения, определяет основные этапы реализации деятельности по развитию образовательных сообществ в этом направлении. Акцент делается на несоревновательных форматах организации продуктивной деятельности в командных формах работы, выращивании сообщества на принципах сотрудничества и кооперации. Представлена библиография по описанным кейсам образовательных программ и проектов, реализованных в логике концепции исследовательского краеведения. Исследовательский центр "Точка варения" выступает модельной площадкой программы "Топос". Сама программа запущена Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения Министерства просвещения РФ.
В статье представлено описание типовой модели точки «Топос», создание которой было направлено на развитие региональных систем дополнительного образования детей по туристско-краеведческой направленности. Типовая модель «Топос» разработана в рамках организационно-методического сопровождения решения задачи по созданию новых мест дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». Модель разработана на основе принципов экосистемного подхода в образовании с целью вовлечения детей и подростков в исследовательскую и проектную деятельность на местности, развивающего эмоциональную причастность к региону и запускающего драйверы его развития.
«Точка варения» − детский исследовательский центр, расположенный на территории парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках». Москва фактически стала экспериментальной площадкой и воплощением наших задумок по реализации модели «Топос», концепции открытого образовательного развивающего пространства как места рождения замыслов, проектов, исследований, места, где можно найти единомышленников, собрать команду исследователей, найти наставника, научного руководителя, обсудить текущие задачи, проблемы, гипотезы, научиться самому и поделиться своим багажом с другими. Выражение «Думай глобально, действуй локально!» стало девизом нашей работы. За прошедший год пришлось многое скорректировать. Сегодня мы уже можем поделиться некоторыми выводами и успехами, рассказать о трудностях, которые встречаются на пути реализации модели. В статье собраны некоторые промежуточные итоги работы «Точки варения» за прошедший год. Этот опыт интересен тем, кто серьезно занимается проектно-исследовательской деятельностью, созданием открытых образовательных развивающих сред, экспедициями, краеведением, туризмом и тем, кто неравнодушен к будущему родного края и его жителей. Мы (в)месте!
Журнал "Исследователь/Researcher" № 4 за 2019 год по большей части посвящен материалам, созданным коллективом "Точки варения". Здесь представлено введение в проблематику номера журнала – «Новое исследовательское краеведение». Тема раскрывается в номере в различных аспектах: исследовательский центр в историческом
парке; образовательное путешествие по изучению индустрий в контексте города; выездные исследовательские школы «Топос»; исследовательские экспедиции. Задается общая идея развития исследовательского краеведения как вовлечения детей и подростков в изучение мира вокруг себя с использованием современных инструментов и средств.
Взаимодействие человека и мира в глобальной повестке дня охвачено концепцией «устойчивого развития». В работе с детьми и подростками важно не столько изучать текст этой концепции, сколько выстраивать деятельность по присвоению основных ее целей и принципов через изучение мира вокруг себя. Насколько та природа, то общество, те созданные человеком индустрии, строения, природопользование позволяют не ухудшать, а, желательно, улучшать конкретную часть мира для следующих поколений? При этом важно развивать системное видение взаимосвязей всех элементов в локальной экосистеме и специфики ее связи с глобальными процессами, происходящими в мире. Тезис «думай глобально, действуй локально» может выступить продуктивным для любой практики образования, особенно в русле экологического, социально-гуманитарного и краеведческого направлений деятельности с учащимися. Важно, чтобы локальные и глобальные процессы в мире изучались во времени, через понимание логики развития, прогнозирование будущего и осознание своей ответственности за мир вокруг себя во взаимодействии с другими людьми. В водной статье к №2 журнала "Исследователь/Researcher" за 2020 год представлены основные проблемы и вопросы, которые обсуждаются в номере журнала, посвященного теме «Изучая мир вокруг себя».
Вступительная статья в номер журнала «Исследователь/Researcher», в котором ключевой темой выступает достижение цели и выбор, рассматриваются практики реализации исследовательской деятельности учащихся от детского сада до колледжа, представлены концепции и описана практика вовлечения учащихся в решение задач открытого типа на местности.
STEM (Science, Technology, Engineering, Maths) — устойчивая аббревиатура, которая объединяет естественные науки, технологии, инженерию и математику. STEM-образование — это не просто объединение под одной шапкой нескольких направлений, а скорее современная линия интеграции естественно-научного, математического и инженерного образования. Практика реализации STEM-подхода в образовании строится на деятельностной основе — через экспериментирование, исследование, проектирование, конструирование, программирование. В статье представлен подход, заложенный в сборник заданий по STEM, который готовится к изданию. Данный сборник направлен на получение знаний и навыков в области STEM школьниками начального, основного и среднего общего образования. В основание данного сборника заложены идеи межпредметных связей, практической ориентированности, деятельностной составляющей.
Предложена методика проведения STEM-квеста как нового формата профориентации старшеклассников. Выбор профессии в старших классах является одной из главных проблем. Существующие профориентационные инструменты в образовательных организациях зачастую отстают от реальных форм профессиональной деятельности, с которыми и нужно знакомить детей, и имеют ряд ограничений. Поэтому требуется введение нового формата профориентационных занятий в образовательном процессе: квеста, использующего технологии деятельностного типа. По результатам работы за 5 лет авторами обобщен и представлен опыт организации и проведения STEM-квестов, который может применяться как на базе образовательных организаций, так и на базе городских и всероссийских площадок.
Первая статья из серии публикаций по развитию исследовательских способностей в игре. Данные игры направлены на развитие универсальных способностей, которые значимы в жизни в целом и для усиления личностного потенциала детей и подростков в реализации исследовательской деятельности. Представлены игры на развитие различных свойств наблюдательности. Даны комментарии, как предлагаемые игры могут применяться в работе с детьми с учетом их возраста.
Вторая статья из серии публикаций по развитию исследовательских способностей в игре. Представлены игры на развитие умения видеть проблемы, чувствительности к ним. Даны комментарии о том, как предлагаемые игры могут применяться в работе с детьми с учетом их возраста.
Третья статья из серии публикаций по развитию исследовательских способностей в игре. Представляем игры на развитие умения выдвигать версии, строить предположения, формулировать гипотезы. Даны комментарии, как предлагаемые игры могут применяться в работе с детьми с учетом их возраста.
Четвертая статья из серии публикаций по развитию исследовательских способностей в игре. Представляем игры на развитие умения задавать вопросы. Даны комментарии, как предлагаемые игры могут применяться в работе с детьми с учетом их возраста.
Фотография — один из инструментов фиксации реальности, который вошел в повседневную жизнь каждого из нас. С одной стороны, фотография может быть ценным инструментом исследования, который позволяет «схватывать» и вводить в исследовательское поле те или иные элементы окружающего мира. С другой стороны, с помощью фотографирования можно развивать значимые исследовательские навыки: наблюдательность, способность увидеть необычное в привычном, взглянуть на знакомое с нового ракурса и др. В статье представлены конкретные методические приемы, которые используются в работе учащихся по развитию их исследовательских способностей посредством фотографии.
Над разработкой цикла занятия по программе "Окружающий мир" в начальной школе мы сейчас работаем совместно со Школой № 57, проводя занятия с младшими школьниками на территории парка "Усадьба Трубецких в Хамовниках". После отработки занятий мы планируем их описать и опубликовать.
Весной 2020 года онлайн-образование для многих школьников стало особенно актуальным. Обучающиеся смогли не только посещать занятия своей школы «в сети», но и поучаствовать в различных онлайн-фестивалях, конкурсах, хакатонах, лекциях от ведущих экспертов и даже смогли проделать вместе с преподавателями небольшие домашние эксперименты. Возможности онлайн-образования позволили школьникам посетить также и программы дополнительные образования.
Для многих школьников и педагогов онлайн-занятия были чем-то необычным: кто-то быстро освоил новый подход, а кто-то испытал некоторые трудности. Об опыте проведения двух онлайн-курсов для школьников по изучению окружающего мира представлено в статье, опубликованной в журнале "Про ДОД", написанной педагогом исследовательского центра "Точка варения" Е.Д. Васьковой в соавторстве с А.В. Ильиной.
Педагоги Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 представили в журнал "Вестник образования Министерства просвещения РФ серию методических разработок. Представлен также краткий обзор развития образовательной деятельности «Точки варения» как открытого образовательного пространства в ситуации офлайн- и онлайн-обучения, а также цикл программ дополнительного образования, который бы проходил для учащихся разных возрастов на базе «Точки варения». Это программы длительного характера обучения (от трех месяцев до одного года) по трем направлениям: «Неживая природа», «Живая природа», «Человек и общество». Занятия по этим программам реализуются на территории парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках» в Москве.
В конце марта 2020 года в Москве, как и в целом в России, наступила «эпоха» самоизоляции. Из-за пандемии COVID-19 все образовательные учреждения города вынуждены были перейти на удаленный режим работы. Коллективу исследовательского центра «Точка варения» Колледжа «26 КАДР» тоже пришлось срочно перестраивать форму обучения (изначально предполагавшую активную исследовательскую деятельность учащихся на местности, в парке «Усадьба Трубецких в Хамовниках»), осваивать цифровые платформы и экстренно разрабатывать новую практику работы в онлайн-режиме. Было решено запустить на сайте точка-варения.рф и в социальных сетях проект онлайн-недели, в котором за каждым педагогом и направлением закреплялся определенный день. Этот проект получил название «Парк онлайн». В статье описывается опыт реализации данного проекта с представлением поставленных задач и примеров работ учащихся по каждому из тематических дней.
Данная программа реализуется в исследовательском центре «Точка варения» Колледжа «26 КАДР» на территории парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках». Программа как пример вошла в описание типовой модели «Топос», подразумевает вовлечение школьников в исследование мира вокруг себя и носит рамочный характер. Ее реализация будет иметь свою специфику, зависящую от конкретных особенностей той локации, на которой она будет осуществляться.
Представленная программа реализуется в исследовательском центре «Точка варения» Колледжа «26 КАДР» на территории парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках». Она дана как пример возможной программы пропедевтического характера для вовлечения учащихся в исследование на местности в естественно-научной сфере. Подобные программы могут быть реализованы в точках «Топос». Программа носит рамочный характер. Ее реализация будет иметь свою специфику, зависящую от конкретных особенностей той локации, на которой она будет осуществляться.
В статье обсуждаются основания и целевые установки программ исследовательской деятельности учащихся в организациях среднего профессионального образования. Показан вклад исследовательской деятельности в становление общих компетенций студентов. Представлены этапы внедрения
исследовательской деятельности в образовательные программы московского Колледжа «26 КАДР», а также темы выполненных студентами исследовательских работ. Даются рекомендации по масштабированию заявленного подхода в системе среднего профессионального образования.
В статье представлен опыт реализации программы дополнительного образования естественнонаучной направленности, предметом которой является проектирование и создание экологической тропы на примере тропы в бассейне реки Секуа (Туапсинский район Краснодарского края). Уникальность проекта заключается в реализации программы дополнительного образования, результатом которой станет реальный объект – экологическая тропа как пространство осуществления туристской, просветительской, образовательной и исследовательской деятельности.
Научный руководитель "Точки варения" Алексей Сергеевич Обухов и ведущий инженерно-технического направления наших кружков Екатерина Волкова в соавторстве с Еленой Соколовой из "Хорошевской школы" составили сборник из 75 STEM-заданий для учеников начальных классов.
STEM – это "сплав" практически всех естественнонаучных дисциплин с инженерным уклоном. Идея такого подхода, популярного во многих западных образовательных системах, в том, чтобы ученики получали не разрозненные знания из разных учебников, где физика не связана с химией или математикой, а знакомились с законами внешнего мира в целом, через принцип "сделай сам", а не "прочитай в книжках".
Сейчас наши педагоги работают над составлением второго и третьего тома задачника. Первый том в основном связан с профилем предмета "Окружающий мир". Сборник можно скачать и пользоваться.
Видеозаписи и фильмы
здесь мы представляем записи вебинаров, докладов, методических фильмов

    Над чем мы сейчас работаем
    Методические ресурсы
    мы работаем в сотрудничестве с рядом профессиональных сообществ и коллективов
    Журнал "Исследователь/Researcher"
    Методические разработки педагогов публикуются в журнале "Исследователь/Researcher"
    сайт журнала
    Конференция "Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве"
    Конференция проходит раз в полтора года и объединяет ученых, методистов, педагогов, управленцев в образовании, заинтересованных в развитии теории и практики исследовательского обучения, обучения через открытия, учебно-исследовательской деятельности учащихся
    сайт конференции
    Конкурсы исследовательских работ
    Мы ориентируем учащихся представлять результаты своих исследований на следующих конкурсах:
    • детей до 11 лет - на Всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь";
    • учащихся с 11 лет до 7 класса - на Всероссийский конкурс "Тропой открытий В.И. Вернадского";
    • учащихся с 8 по 11 класс и студентов колледжей - на Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского.
    Конкурсы имени В.И. Вернадского
    Made on
    Tilda