Мы используем куки, чтобы пользоваться сайтом было удобнее.
Если хотите, вы можете ознакомиться с нашей политикой конфиденциальности.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

РУКОВОДИТЕЛЬ
кОМАРОВА вЕРА аНДРЕЕВНА
Участники
  • Хосровьян Илья
  • Дереглазова Елизавета
  • Логинова-Цой Софья
  • Широкова Анна
Обследованные населенные пункты
1
г. Владивосток
29.07.22-31.07.22
2
пгт. Шкотово
01.08.22-02.08.22
3
с. Стеклянуха
03.08.22
4
пгт Ольга
04.08.22-06.08.22, 07.08.22
5
с. Серафимовка
06.08.22
6
с. Пермское
08.08.22
7
пгт. Кавалерово
09.08.22
Направления наших исследований
  • Историческое направление
    посещение региональных музеев: Мемориального дома-музея В.К. Арсеньева во Владивостоке, Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, Историко-краеведческого музея пгт Ольга, Краеведческого музея Кавалеровского района, знакомство с официальной историей края
  • Археологическое направление
    посещение мест археологических раскопок: чжурчженской кумирни на мысе Обрывистый (Шкотовский р-н) и Стеклянухинского городища (Шкотовский р-н)
  • Этнографическое направление
    записано 24 интервью общей продолжительностью более 18,5 часов
    опрошено 25 человек: 18 женщин и 7 мужчин
Тематика проведенных интервью

  1. Темы, наиболее часто встречающиеся в работах В.К. Арсеньева: топонимы, этносы и конфессии, животный и растительный мир Дальнего Востока России
  2. Представления о В.К. Арсеньеве и Дерсу Узала: маршруты их передвижения, место встречи, местные жители, вдохновившиеся деятельностью В.К. Арсеньева
Как мы фиксировали и обрабатывали полевой материал?
  • Мы записывали интервью на цифровой диктофон, на фотоаппарат делали снимки информанта и объектов, о которых при беседе шла речь.
  • После окончания полевых исследований участники сдавали аудиофайлы и фотографии руководителю подгруппы, вносили биографические сведения об информантах в список информантов.
  • Во время экспедиции и после ее окончания участники делали описи к аудиофайлам.
  • Для подготовки отчета избранные моменты интервью расшифровывались дословно.
В.К. Арсеньев как культурный герой XX века
Собранные нами интервью говорят о том, что жители дальневосточного региона приписывают Владимиру Клавдиевичу функции культурного героя - мифологического персонажа, который добывает или создает различные предметы/явления человеческой культуры. В частности, культурный герой в фольклоре дает имена объектам ландшафта и явлениям.

Так, В.К. Арсеньеву приписывается изобретение коллективного прозвища-присловья жителей с. Серафимовки - зюзюки, хотя мы понимаем, что присловье не может быть выдумкой конкретного человека.

Его именем в разные периоды 20 века названо огромное число объектов: город, улицы и переулки в разных населенных пунктах Приморья, вулкан на Курильских островах и горы в Среднем Сихотэ-Алине и на Курильской гряде, река в городе Арсеньеве, новый вид бабочки, несколько растений, пассажирский теплоход, средняя школа № 8 в г. Арсеньеве и Дом культуры в пгт Кавалерово, и даже современное популярное издание "Азбука Владивостока" начинается с его фамилии.

Любое место, где бывал в действительности или согласно художественным текстам В.К. Арсеньев, становится объектом коммеморативных практик: присвоения имени или установки памятной доски/создания мемориала (как это случалось в пгт Шкотово, где лесничий Сергей Глупак, вдохновившись текстами Арсеньева, установил на территории лесхоза мемориальную доску и основал небольшой музей).

Читать дальше
"На другой день мы отправились в село Пермское, расположенное на четыре километра ниже Фудзина. Экономическое благосостояние пермских крестьян не заставляет желать ничего лучшего. Село это можно было назвать образцовым во всех отношениях. На добровольные пожертвования они построили у себя в деревне школу. У ребятишек было много книг по природоведению и географии России. Все крестьяне достаточно начитанны и развиты; некоторые из них интересовались техникой, применяя ее у себя в хозяйстве. Кабака в селе Пермском не было. При нас один новосел позволил себе выругаться площадной бранью. Надо было видеть, какую проборку задали ему старожилы. Все пермские крестьяне такие же разумные охотники, как и фудзинцы. Жили пермские крестьяне безбедно, долгов не имели и были вполне довольны своею судьбой".
(В.К. Арсеньев, "По Уссурийскому Краю", глава 13 "Через Сихотэ-Алинь к морю")

  • Местонахождение школы (ныне снесенной), в которой бывал Арсеньев, показал нам Е.П. Андрющак;
  • по Стеклянной пади мимо с. Стеклянуха, согласно представлениям местных жителей, Арсеньев прошел вместе с Дерсу, а в соседних сопках Арсеньев будто бы убил пантеру
Отдельным сюжетом в наше время стала история с выяснением места и времени встречи Арсеньева с Дерсу: в Шкотовском районе жители уверены, что это произошло в 1902 г. рядом со Стеклянухой; в Кавалеровском районе рассказывают про 1906 г. При этом в Кавалеровском районе выделилось два противоборствующих кандидата на "настоящее" место встречи: так называемая скала Дерсу Узала в пгт Кавалерово (названная именем Дерсу по инициативе писателя Олега Шункова 17 мая 1985 г.) и поле возле дачных участков в пгт Горнореченский (место, выбранное для установки мемориального камня сотрудниками Русского Географического общества и Общества изучения Амурского края; установка состоялась 29 августа 2012 г.).
Преемственность культуры
Сравнение зафиксированных нами полевых материалов с текстами В.К. Арсеньева показывает ограниченную преемственность и устойчивость традиционной культуры региона. Несмотря на почти полную смену этнического состава местного населения, отдельные представления о местной флоре и фауне (например, о высоком интеллекте тигров), а также практики (сбор женьшеня) сохранились и транслируются до сих пор.
Здесь вы можете познакомиться с экспедиционными аудиоматериалами и описями к ним
Юридический адрес: 109559, Москва, ул. Цимлянская, дом 7, строение 1
Фактический адрес: Москва, ул. Усачёва, д. 1, строение 3
Электронная почта: t.vareniya@gmail.com
Made on
Tilda