Мы используем куки, чтобы пользоваться сайтом было удобнее.
Если хотите, вы можете ознакомиться с нашей политикой конфиденциальности.
Топос "усадьба"
В одной из предыдущих записей проекта "Народная история парка" мы выяснили, что парк "Усадьба Трубецких в Хамовниках" начинался как загородное имение князей Трубецких
Современные люди привыкли к такому облику жилищного фонда города: многоэтажные "человейники", небольшой двор, заставленный автомобилями, маленькая детская площадка и скудные зеленые насаждения. Парковые пространства в городах редки, и их территория все время сокращается. Однако мы не задумываемся о том, что привычный нам тип парка - общественный парк культуры и отдыха - это нововведение революционного XX века. До этого парки в основном были частью дворянских усадеб и находились в частной собственности.
Наш парк уникален тем, что может быть рассмотрен и как усадебный парк (до XX века), и как первый общедоступный парк культуры и отдыха в Москве (1923 год), предтеча современного ЦПКиО им. Горького и подобных.
Усадебный парк
Информационно-образовательный портал Totalarch дает усадебному парку следующее определение: "Исторически сложившийся парк при городской или загородной усадьбе. В ансамбль усадебного парка обычно входит главный дом усадьбы (дворец, особняк), жилые флигели, хозяйственные постройки, пруды, плодовые сады и пр." Давайте взглянем на старые карты и документы и выясним, о каких элементах усадебного парка они повествуют.
Мы уже выяснили, что облагородил усадьбу Никита Юрьевич Трубецкой во второй половине 18 века. При нем был построен господский дом с бельведером*, выкопаны два пруда (маленький прямоугольный и большой сложной формы), построены теплицы, конюшня, разбит плодовый сад. К сожалению, планов усадьбы того времени до нас не дошло. В одной из записей проекта "Многообразие карт: дома, растения и рассказы" я также приводила цитату из исторической справки, в которой говорится следующее:
* Бельведер в данном случае - это надстройка (башенка, вышка или чердак) над крышей дома, сделанная для того, чтобы из нее любоваться красотой вида. Примером дворца с бельведером может служить Дом Пашкова на Боровицкой.
"Первый сохранившийся план усадьбы датирован 1802 годом. На нем хорошо видно использование территории - дом с хозяйственным двором и постройками на нем, оранжереи, сад. Поскольку усадьба была загородной, дом, называющийся на плане "бельведером", был построен деревянным и одноэтажным. На участке показаны пруды очень сложной конфигурации и многочисленные деревянные "беседки на столбах". Планировка самого сада отсутствует. В непосредственной близости к усадьбе находятся загородные усадьбы и огородные земли графа Орлова, Нащокина".
Плана усадьбы 1802 года я пока не нашла, но зато нашла планы 1817 и 1848-1849 годов. Взгляните на них.

1

2
План города Москвы Хамовнической части съемки 1848-1849
На картах действительно видна сложная конфигурация прудов
Если внимательно посмотреть на карту Хамовников, станет понятно, что район с двух сторон окружен Москвой-рекой. Неглубокий уровень залегания грунтовых вод буквально вынуждал владельцев территории устраивать большое количество разнообразных водоемов. На плане 1817 года также видны аллеи по периметру парка, а на плане 1848-1849 годов несколько прудов, огороды и заросший сад на территории усадьбы.
Что же касается господского дома князей Трубецких, то он благодаря усилиям прежнего директора Детского парка "Усадьба Трубецких в Хамовниках" В. Л. Кабанова был признан памятником архитектуры и состоял под государственной охраной (охранный № 585). Сохранилось несколько старых фотографий дома.
В подшивке документов, собранной прежними сотрудниками Дома детского творчества, есть ксерокопия страниц знаменитого многотомного издания "Памятники архитектуры Москвы" (том, посвященный территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века), выходившего в конце 20 века. В ней приводится любопытная характеристика парка и господского дома князей Трубецких. Поскольку дом в 2001 году сгорел, возможно, это единственное подробное его описание. Также обратите внимание на фотографии внутреннего интерьера дома (изображения кликабельны).
"Владение принадлежало князьям Трубецким еще в начале XVIII в. В то время его территория была несколько иной: она не доходила до нынешней улицы Усачева, но зато была значительно шире в южной части. Жилой двор владельцев находился неподалеку, у городских ворот - на северном углу Чудовки [...], а здесь, видимо, были огороды и увеселительный сад. Сложная система прудов и каналов постепенно разрушалась; вначале она должна была включать и пруды, отделенные затем линией Малой Трубецкой улицы.

Новые очертания территории зафиксированы лишь в 1800 г., но, очевидно, сформировались намного раньше. Во второй половине XVIII в. владение изменило ориентацию: дом и службы были выстроены по северной границе, то есть со стороны Девичьего поля, ставшего целостным ансамблем аристократических загородных дач. [...]

Почти всю территорию усадьбы занимал парк. Деревянный главный дом, сохранившийся до нашего времени [книга выпущена до пожара 2001 года. - прим. В.К.], с открытой террасой на заднем фасаде, выходившей прямо в парк (ныне застроена), имел в то время прямоугольный бельведер над центром. По сторонам располагались хозяйственные дворы с людскими, службами и оранжереями; здесь были и каменные постройки. На берегах прудов и островках стояли деревянные открытые беседки разнообразной формы. Интересно, что на плане реконструкции Москвы 1817 г. [см. приведенный выше План Столичнаго города Москвы 1817. - прим. В. К.] отмечена аллея по ломаной линии старой северной границы усадьбы.

К 1838 г. все беседки, кроме одной, и многие служебные постройки уже исчезли, а дом утратил бельведер. Вскоре после этого усадьба перешла в другие руки, и в дальнейшем владельцы неоднократно менялись. В 1856 г. провизор Р. К. Гентцельт пристроил к дому новые сени на обоих торцах и переделал фасады, а в службах завел мыловаренную фабрику. В 1865 г. Ф. А. Кибер выстроил рядом с домом по линии улицы каменные одноэтажные корпуса (существуют в перестроенном виде). Земля по краям парка распахивалась под огороды.

Планировка главного дома знаменательна своим сходством с планами деревянных загородных дворцов середины XVIII в. (в Перове, Тайнинском и др.). Возможно, он является ныне самым древним деревянным усадебным домом Москвы. Переделка 1856 г. предусматривала вход с улицы в левой (восточной) пристройке, с чем могла быть связана некоторая перепланировка восточной половины дома. Наружная обработка этого периода сохранилась лишь фрагментарно; резной дубовый тамбур на западном торце и металлический зонтик на крыльце террасы, очевидно, относятся к более позднему времени.

Большую ценность представляет обработка парадных помещений второй половины XIX в.: сложные наборные паркеты, резные, мореного дерева двери прихожей, такие же плафоны и декорация стен в кабинетах, выходящих в сад. В некоторых помещениях уцелели лепные плафоны. В одной из комнат восточной части дома обнаружены живописные обои первой половины XIX в.

На территории парка сохранилась часть прудов; мостики в формах классицизма были установлены в наше время".
Если тема дворянской усадьбы как особого культурного пространства (топоса) вас заинтересовала, рекомендуем познакомиться с нижеперечисленными ресурсами:
  • Сообщество, изучающее историю усадеб и их владельцев, разнообразные аспекты усадебной культуры, собирающее сведения о современном состоянии памятников усадебной архитектуры, об усадебных садах и парках, охранных территориях, культурных ландшафтах и проч. Обратите внимание на издаваемый ОИРУ сборник "Русская усадьба".
  • Междисциплинарный проект Российского научного фонда № 18-18-00129 по изучению национального своеобразия "усадебного топоса" в литературе и культуре. Обратите внимание на разделы "Библиография", "Библиотечка" и "Наши издания".
  • Книга знаменитого литературоведа и семиотика культуры Юрия Михайловича Лотмана, написанная увлекательным и доступным даже неподготовленному читателю языком. О чинах, балах, карточных играх, дуэлях, политических интригах и взаимоотношениях людей ушедших эпох – о мире особого культурного кода, без которого невозможно понять классическую отечественную литературу и многие важные вехи истории России.
Made on
Tilda