Рекомендации к выполнению задания
«Анализ истории важного жизненного события»
Поиск респондентов
Для выполнения задания Вам нужно найти одного или (при желании) нескольких человек, которые пожелают поделиться с Вами своими историями. Вы можете как обратиться к малознакомым людям через социальные сети, так и попросить кого-то из друзей или родственников поучаствовать в Вашем небольшом исследовании.
Не забудьте про этические принципы психологического исследования! Заранее кратко расскажите респонденту(ам) о том задании, которое предстоит выполнить, и том, кто будет иметь доступ к результатам. При желании Вы также можете предложить респонденту получить обратную связь по исследованию и ознакомиться с результатами Вашего анализа.
Сбор качественных данных
В случае, если Вы можете встретиться с респондентом вживую, создайте комфортную обстановку для выполнения задания. В помещении не должно быть посторонних шумов, ничего не должно тревожить Вашего респондента. Сообщите респонденту о времени, которое отводится на задание – 40-45 минут. Текст респондента может быть написан от руки или напечатан на компьютере.
В случае, если Вы общаетесь с респондентом по интернету, попросите его или её выделить свободное время и создать комфортную для себя обстановку. Вы можете прислать задание через какую-либо интернет-платформу (например, google-формы) и попросить написать рассказ там же, или вести связь по почте и собрать результаты в формате документов.
После того, как приготовления завершены, расскажите респондентам о задании, которое нужно выполнить. Вы также можете предоставить небольшую памятку с инструкцией. Ниже я предлагаю формулировку задания, которую можно озвучить респонденту (она может быть изменена).
«Я предлагаю вам написать небольшой рассказ о каком-либо особенном для вас событии. Это может быть как “пик”, “кульминация” вашей жизненной истории, так и момент спада. Наиболее важно, чтобы событие, о котором вы пишете, было для вас значимым; чтобы о нём вы могли сказать, будто оно изменило вашу жизнь и сделало вас тем, кем вы являетесь сейчас»
Примеры событий, о которых можно спросить, могут быть разные. Например, кроме «кульминационного момента» или «точки спада» можно попросить респондента описать некоторый поворотный момент в своей жизни, кардинально изменивший мировоззрение и представления о себе, или важное событие из детства или юношества. Впрочем, это может быть любое событие – главное, чтобы оно, в представлении респондента, оказало на него значимое влияние.
Чтобы облегчить выполнение задания и способствовать насыщенности истории респондента, Вы можете задать ряд вопросов, которые нужно в ней раскрыть, и также вынести их в памятку. Например, можно попросить респондента описать в истории:
- Где и когда событие произошло;
- Кто в нём участвовал;
- Как главный герой (он же рассказчик) себя чувствовал в тот момент;
- Что поменялось в жизни благодаря этому событию;
- Какие уроки герой извлёк и чему научился;
- В чём смысл, мораль этой истории;
- Как эта история повлияла на то, кем герой является сейчас.
Данные пункты не являются строго обязательными, но они помогают обогатить историю респондента. Чтобы не привязываться к ним, можно просто попросить респондента дать максимально развёрнутое и детальное описание событий с акцентом на собственных чувствах и ощущениях, смыслах, которые были из этого события извлечены – словом, написать небольшой рассказ.
Как только респондент завершит свою историю, не забудьте поблагодарить его за участие и, если это малознакомый человек, обеспечьте способ обратной связи с ним.
Анализ полученных данных
После того, как Вы получите написанную респондентом историю, можно переходить к её анализу. Я предлагаю проводить его в три этапа:
1. Анализ явного содержания истории
На этом этапе Вы можете проанализировать непосредственное содержание истории. Выделите её наиболее очевидные компоненты – события, персонажей, контекст истории (место или обстановку), тему. Затем обратите внимание на эмоциональный тон истории: как автор описывает свои переживания, какие слова для этого использует и как они передают эмоциональное состояние? Здесь же можно описать и мораль истории – какой смысл автор извлёк из истории и как она на него повлияла?
2. Анализ скрытых тем истории
На этом этапе Вам нужно описать скрыто присутствующие в истории эмоциональные, мотивационные и смысловые темы. В своём анализе Вы можете указывать, какую тему обнаружили, но обязательно приводите в качестве доказательства тот или иной отрывок текста, чтобы аргументировать свои выводы. Ниже я привожу их список всех возможных тем, которые обычно можно зафиксировать в истории.
Мотивационные темы:
- Агентность, авторство – главный герой истории контролирует происходящие в ней события, является источником позитивных изменений
- Общность, сопричастность – главный герой стремится к построению положительных, гармоничных и доверительных отношений с окружающими
- Саморазвитие – главный герой стремится к достижению целей, связанных с развитием своей личности, более глубокому и осмысленному пониманию себя
Эмоциональные темы:
- Загрязнение – сюжет истории выстроен таким образом, что наблюдается переход от хороших событий к плохим; хорошие действия приводят к плохим последствиям
- Искупление – по мере развития истории плохие события сменяются хорошими; происходит “очищение” главного героя, искупление дурных поступков
- Позитивное разрешение – главный герой истории справляется с трудностями, оказывается способным их принять и “отпустить”
Смысловые темы:
- Пассивное приспособление – главный герой истории был вынужден пересмотреть свои взгляды или представления в ответ на «внешние» изменения в своём окружении
- Активное исследование – главный герой истории прилагает активные усилия к осмыслению своей жизни, пересмотру своего опыта
- Создание смысла – герой наделяет определённым личностным смыслом произошедшую ситуацию; например, не придаёт смысла вообще, извлекает конкретный урок, или событие приводит к “озарению” и “становится откровением”
3. Анализ структуры истории
На этом этапе работы Вам нужно проанализировать такие параметры истории, как её сложность и согласованность. Ответьте на следующие вопросы:
- Насколько детально и обстоятельно описаны события истории?
- Хорошо ли раскрыты мотивы персонажей?
- Подчинены ли события истории и действия персонажей единой логике?
На этапе анализа важно не просто сделать определённые выводы исходя из полученных данных, но и аргументировать их. В связи с этим крайне желательно иллюстрировать свои выводы цитатами из истории, или указывать на те или иные её моменты, чтобы подтвердить Вашу точку зрения.
Выводы и рефлексия
Завершив анализ истории, обобщите свои открытия. Что можно сказать об истории в целом и о её авторе?
Также я предлагаю Вам в заключении поделиться своими размышлениями о проделанной работе. Насколько задание было сложным? Какая его часть показалась наиболее интересной? Что нового Вам удалось узнать благодаря нему? Не стесняйтесь делиться своими впечатлениями!
Формат сдачи работы
Свой небольшой отчёт по исследованию Вы можете оформить в виде текстового документа формата .docx или .pdf, или же презентации Power point. Обязательно включите в него следующие разделы:
- информация о респонденте (пол, возраст, образование, знакомы Вы с ним или нет)
- процедура проведения интервью (как и где проводилось интервью, возникли ли какие-то сложности)
- анализ полученных данных (выделенные темы и характеристики истории с примерами из цитат)
- выводы и рефлексия собственных наблюдений
- приложение с оригинальным текстом истории
Не забудьте поделиться результатами Вашего исследования с респондентом, в случае если он хотел получить обратную связь.
Желаю успехов!